Перейти на Главную страницу

 Перейти на Сайт: www.shans-i.narod.ru

 

Учет материалов

 

·         Поступление материалов

·         Поступление материалов от поставщика

·         Поступление материалов из переработки

·         Закладка «Поступление»

·         Закладка «Счёт затрат»

·         Перемещение материалов

·         Передача материалов (полуфабрикатов, готовой продукции) в производство

·         Складское перемещение материалов, готовой продукции, полуфабрикатов

·         Отгрузка материалов на сторону

·         Продажа

·         Передача в переработку на сторону

·         Возврат поставщику

·         Специфика учета спецодежды и спецоснастки

·         Передача спецодежды и спецоснастки в производство (эксплуатацию)

·         Погашение стоимости

·         Списание спецодежды и спецоснастки

 

Материалы относятся к оборотным средствам однократного ис­пользования и входят в состав материально-производственных запа­сов.

Основным документом, регламентирующим порядок учета мате­риалов, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет матери­ально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное прика­зом Минфина РФ от 09 июня 2001г. №44н.

В процессе бухгалтерского учета материалов можно выделить не­сколько этапов, имеющих самостоятельное значение, документальное оформление и нормативное регулирование. В частности, это:

1.       Поступление материалов.

2.       Отпуск материалов в производство.

3.       Отпуск материалов на сторону.

 

Поступление материалов

Для учета поступающих в организацию материалов используется счет 10 «Материалы».

По способу использования и назначения в производственном процессе различают:

·         сырье и материалы;

·         покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конст­рукции и детали;

·         топливо;

·         тара и тарные материалы;

·         запасные части;

·         прочие материалы;

·         материалы, переданные в переработку на сторону;

·         строительные материалы;

·         инвентарь и хозяйственные принадлежности;

·         специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.

Для каждой категории материалов на счете 10 «Материалы» от­крывается отдельный субсчет.

Поступление материалов может осуществляться в виде:

·         приобретения у поставщика (за плату и по товарообмену);

·         получения от подрядчика ранее переданных материалов для переработки;

·         приобретения за счет подотчетных сумм;

·         отходов производств и ликвидации основных средств;

·         вклада в уставный (складочный) капитал;

·         возврата материалов от покупателя;

·         безвозмездного получения материалов.

Кроме того, материалы могут быть приняты на ответственное хранение или получены для переработки в качестве давальческого сырья.

Для отражения в учете операций, связанных с оформлением по­ступления в организацию материалов в типовой конфигурации предназначен документ «Поступление материалов».

 

 

В шапке документа указывается номер приходного ордера, дата, номер и дата документа поставщика, поставщик, договор и склад, на который принимаются материалы.

Внешний вид документа зависит от значения, выбранного в рек­визите «Вид поступления», который может принимать два значения:

·         Поступление от поставщика;

·         Поступление из переработки.

 

Поступление материалов от поставщика

Если материалы поступают от поставщика, документ заполняется в следующем порядке.

Реквизит «Поставщик» заполняется выбором поставщика мате­риалов из справочника «Контрагенты». Если сведения о поставщике в справочнике отсутствуют, то нужно выбрать пункт «Новый» в ме­ню «Действия» и заполнить форму элемента справочника. Порядок заполнения реквизитов нового контрагента в справочнике «Контр­агенты» описан в главе «Справочники».

Для выбора поставщика из справочника «Контрагенты» его нуж­но выделить курсором в форме списка и дважды щелкнуть мышью.

В реквизите «Договор» следует указать полученный от поставщи­ка счет на оплату или договор. Порядок заполнения реквизитов но­вого счета или договора описан в главе «Справочник «Договоры».

В реквизите «Склад» выбором из справочника «Места хранения МПЗ» указывается склад, на который принимаются материалы.

В табличную часть документа переносится информация из на­кладной поставщика. Здесь указывается наименование материала; количество; цена за единицу; сумма без налогов или с налогами — в зависимости от варианта расчета налогов, выбранного в реквизите «Налоги»; суммы налогов. Общая сумма (в колонке «Всего») вычисляется автоматически в за­висимости от выбранного варианта расчета налогов.

Для заполнения табличной части используется справочник «Ма­териалы». Форма списка этого справочника выдается на экран при вводе в табличную часть новой строки (пункт «Новая строка» меню «Действия»). Если от поставщика поступают материалы, информа­ция о которых в справочнике отсутствует, то новый материал нужно сначала описать, открыв форму элемента справочника «Материалы» (пункт «Новый» меню «Действия»), а после сохранения нового эле­мента выбрать его в форме списка, дважды щелкнув мышью.

Заполнение табличной части документа «Поступление материа­лов» может выполняться двумя способами:

·         обычным вводом новой строки табличной части документа (пункт «Новая строка» меню «Действия»). При этом окно справочника «Материалы» открывается вновь для каждой но­вой строки накладной;

·         способом множественного подбора материалов непосредствен­но из справочника «Материалы» (кнопка «Подбор»). При этом также открывается форма справочника «Материалы», но после выбора материала его наименование переносится в таб­личную часть накладной и окно справочника не закрывается. Затем выбирается следующий материал и т. д.

Если в справочнике «Материалы» у поступающего материала за­полнен реквизит «Цена», то значение реквизита переносится в таб­личную часть. Если оно не совпадает с ценой, указанной в докумен­тах поставщика, в графе «Цена» табличной части следует указывать цену поставщика.

В реквизите «НДС» указывается сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате поставщику по конкретному мате­риалу. Она указывается в соответствии с документами поставщика.

При поступлении в организацию материалов оформляется при­ходный ордер по типовой межотраслевой форме №М-4. Чтобы его сформировать и распечатать, нужно нажать на кнопку «Печать».

После заполнения экранной формы нужно нажать на кнопку «ОК». При проведении документа автоматически формируются про­водки. Документ становится объектом аналитического учета на счете 19.

Конкретный субсчет счета 10 «Материалы» в проводках опреде­ляется автоматически по значению реквизита «Вид материала» кон­кретного элемента справочника «Материалы».

Если поставщику был перечислен аванс (предоплата), то, в зави­симости от значения реквизита «Зачет аванса», дополнительно мо­жет формироваться проводка по дебету счета 60.1 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками в рублях» в корреспонденции с креди­том счета 60.2 «Авансы выданные» на сумму зачтенного аванса.

Одновременно в налоговом учете будут сформированы записи по дебету счета Н02 «Движение имущества и имущественных прав», субсчет Н02.01 «Поступление и выбытие материалов».

 

Поступление материалов из переработки

В организацию могут также поступать материалы, переданные ранее подрядчику в переработку. Для учета таких хозяйственных операций необходимо в реквизите «Вид поступления» выбрать зна­чение «Поступление из переработки». В этом случае в форме доку­мента становятся доступны две закладки: «Поступление» и «Счет затрат».

 

Закладка «Поступление»

На закладке «Поступление» заполняются реквизиты «Подряд­чик» и «Договор».

В табличной части заполняется наименование переработанных материалов и их количество.

 

 

Закладка «Счет затрат»

На закладке «Счет затрат» необходимо указать счет, на котором будут учтены поступившие материалы (например, счет 20) при по­ступлении переработанных материалов в производство, а также со­ответствующую аналитику.

 

 

По кнопке «Печать» формируется «Приходный ордер» по типо­вой межотраслевой форме №М-4.

После заполнения экранной формы нужно нажать на кнопку «ОК».

При этом будут сформированы проводки по дебету выбранного счета затрат в корреспонденции с субсчетом 10.7 (Материалы, пере­данные в переработку сторонним организациям). Сумма каждой проводки определяется, исходя из средней себестоимости единицы материала, находящегося в переработке на дату проведения операции и количества поступившего материала.

В налоговом учете будут сформированы записи по кредиту счета Н02 «Движение имущества и имущественных прав», субсчет Н02.01 «Поступление и выбытие материалов» и дебету счетов:

·         Н01.05 «Формирование прямых расходов на производство това­ров (работ, услуг) основного производства», если в реквизите «Счет затрат» указан счет 20 «Основное производство», выбрана статья материальных расходов, а сам материал относится к сырью, основ­ным материалам, покупным полуфабрикатам или комплектующим (т.е. значение реквизита «Вид материала» конкретного элемента справочника «Материалы» установлено как счет 10.1 «Сырье и мате­риалы» или 10.2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие»);

·         Н07.04 «Косвенные расходы», если в реквизите «Счет затрат» указан любой счет учета затрат на производство, кроме счета 20 «Основное производство», либо материал не относится к сырью, ос­новным материалам, покупным полуфабрикатам или комплектую­щим;

·         иных счетов, в зависимости от значения реквизита «Счет затрат» и статьи расходов.

 

Перемещение материалов

По мере необходимости материалы передаются в производство. Отпуск материалов со склада производится по требовани­ям-накладным.

Для оформления операций, связанных с передачей материалов в производство и складским перемещением, в типовой конфигурации предназначен документ «Перемещение материалов». Для ввода ново­го документа необходимо выбрать пункт «Перемещение материалов» из подменю «Учет материалов» меню «Документы» главного меню программы.

Внешний вид документа зависит от установки реквизита «Вид перемещения», который может принимать два значения:

·         Передача в производство;

·         Складское перемещение.

 

Передача материалов (полуфабрикатов, готовой продукции) в производство

Если материалы передаются в производство, то заполнение доку­мента происходит в следующем порядке.

 

 

В шапке документа следует указать, с какого склада отпускаются материалы, и на какой счет списывать стоимость материалов при проведении документа. В зависимости от счета затрат запрашивают­ся дополнительные аналитические признаки (субконто).

Заполнение табличной части требования-накладной может вы­полняться двумя способами:

·         обычным вводом новой строки табличной части документа (пункт «Новая строка» меню «Действия»). При этом окно справочника «Материалы» открывается вновь для каждой новой строки накладной;

·         способом множественного подбора материалов непосредствен­но из справочника «Материалы»  (кнопка «Подбор»).  При этом также открывается форма справочника «Материалы», но после выбора материала его наименование переносится в табличную часть накладной и окно справочника не закрывается. Затем выбирается следующий материал и т. д.

В графе «Затребовано» указывается количество затребованного материала, а в графе «Отпущено» - количество фактически отпу­щенного материала. Значение первой графы используется для за­полнения печатной формы, а второй - и для заполнения печатной формы, и для формирования бухгалтерских проводок.

После заполнения формы документа следует сформировать и распечатать требование-накладную по типовой форме №М-11 (кноп­ка «Печать»).

Печать требования-накладной имеет некоторые особенности. Для непроведенного документа не заполняются графы «Цена» и «Сум­ма», о чем выдается сообщение в верхней части окна печатной фор­мы (это сообщение на принтер не выводится).

Если необходимо получить печатную форму документа с запол­ненными графами «Цена» и «Сумма», следует сразу провести доку­мент, нажав кнопку «Провести» в форме документа, а затем — рас­печатать требование-накладную. Если же печатная форма требуется после отпуска материалов со склада, следует нажать кнопку «ОК» и ответить «Нет» на запрос «Провести документ?».

Для проведения ранее сохраненного документа «Передача мате­риалов в производство» его следует найти в журнале «Учет материа­лов и готовой продукции», перейти в режим редактирования (дваж­ды щелкнуть мышью на документе), проверить правильность запол­нения графы «Отпущено», сохранить и провести документ.

При проведении будут сформированы проводки по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом, указанным в шапке документа.

Конкретный субсчет счета 10 «Материалы» в проводках опреде­ляется автоматически по значению реквизита «Вид материала» кон­кретного элемента справочника «Материалы».

Сумма каждой проводки определяется исходя из средней себе­стоимости единицы материала на дату проведения операции и коли­чества отпущенного материала.

Этим же документом в аналогичном порядке может оформляться передача в производство полуфабрикатов и готовой продукции.

При проведении документе формирует проводки для целей нало­гового учета, отражая списание материалов, товаров, продукции, по­луфабрикатов на счетах налогового учета.

 

Складское перемещение материалов, готовой продукции, полуфабрикатов

Если с помощью данного документа оформляется складское пе­ремещение, то заполнение документа производится в следующем порядке.

 

 

В шапке документа необходимо указать склад, с которого осуще­ствляется отпуск МПЗ и склад-приемник, на который эти МПЗ при­ходуются.

В табличной части необходимо выбрать вид МПЗ (материалы или готовая продукция), а затем выбрать конкретный материал или продукцию из соответствующих справочников. Остальные реквизи­ты табличной части заполняются аналогично порядку, описанному ранее.

При проведении документа будут сформированы проводки по кредиту и дебету одного и того же субсчета 10 «Материалы» (опре­деляется автоматически по значению реквизита «Вид материала»), но по различным объектам аналитики «Места хранения».

В случае складского перемещения готовой продукции в дебете и кредите проводки будет указан счет 43 «Готовая продукция», а при перемещении полуфабрикатов собственного изготовления - счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Сумма каждой проводки будет равна 0, в проводках будет указано только количество перемещаемых МПЗ.

 

Отгрузка материалов на сторону

В тех случаях, когда организация изменяет свой профиль или прекращает производство продукции, для которой были закуплены, но не израсходованы материалы, остатки этих материалов, как пра­вило, продаются.

Также организация может передавать материалы в переработку организации-подрядчику и в случае обоснованной претензии оформ­лять возврат материалов поставщику.

Для отражения в учете операций по продаже материалов, потреб­ности в которых в настоящее время не имеется, для отражения опе­раций по передаче материалов в переработку, а так же для оформле­ния возврата материалов поставщику в типовой конфигурации пред­назначен документ «Отгрузка материалов на сторону». Для ввода нового документа необходимо выбрать пункт «Отгрузка материалов на сторону» из подменю «Учет материалов» меню «Документы» главного меню программы.

Внешний вид документа зависит от выбранного значения рекви­зита «Вид отпуска материалов». Возможные варианты:

·         Продажа;

·         Передача в переработку на сторону;

·         Возврат поставщику.

 

Продажа

В форме ввода документа необходимо указать:

·         номер и дату оформления накладной;

·         получателя и основание расчетов (договор);

·         склад, с которого отгружаются материалы.

 

 

Реквизит «Статья прочих доходов и расходов» определяет объект аналитического учета для счета 91.

В табличной части всегда указывается:

·         наименование материала;

·         количество материала, которое надлежит отпустить;

·         фактически отпущенное количество материала;

·         отпускная цена за единицу;

·         сумма отпущенных материалов;

·         общая сумма (со всеми налогами).

Значение графы «Надлежит отпустить» используется для запол­нения печатной формы, а значение графы «Отпущено» - для фор­мирования бухгалтерских проводок.

Заполнение табличной части документа может выполняться дву­мя способами:

·         обычным вводом новой строки табличной части документа (пункт «Новая строка» меню «Действия»). При этом окно справочника «Материалы» открывается вновь для каждой новой строки накладной;

·         способом множественного подбора материалов непосредствен­но из справочника «Материалы»  (кнопка «Подбор»). При этом также открывается форма справочника «Материалы», но после выбора материала его наименование переносится в табличную часть накладной и окно справочника не закрывается. Затем выбирается следующий материал и т. д.

После заполнения формы документа следует сформировать и распечатать накладную по типовой форме №М-15 (кнопка «Печать»), а документ сохранить (кнопка «ОК»).

Проведение документа необходимо производить после того, как материалы будут фактически отпущены со склада.

Для проведения ранее сохраненного документа «Отгрузка мате­риалов на сторону» его следует найти в журнале «Учет материалов и готовой продукции», перейти в режим редактирования (дважды щелкнуть мышью на документе), проверить правильность заполне­ния графы «Отпущено» и сохранить документ с проведением.

При проведении будут сформированы следующие проводки:

1.       По дебету субсчета 91.2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» — для каждого материала. Конкретный субсчет счета 10 «Материалы» в проводках опреде­ляется автоматически по значению реквизита «Вид материала» эле­мента справочника «Материалы». Сумма каждой проводки определяется, исходя из средней себе­стоимости единицы материала на дату проведения операции и коли­чества отпущенного материала.

2.       По кредиту субсчета 91.1 «Прочие доходы» в корреспонденции со счетом 62.1 «Расчеты с покупателями» на общую сумму по графе «Всего».

Если до отгрузки от покупателя был получен аванс (предоплата), то формируется проводка по зачету аванса по дебету счета 62.2 «Расчеты по авансам полученным (в рублях)» и кредиту счета 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками (в рублях)».

 

Передача в переработку на сторону

В форме ввода документа необходимо указать:

·         номер и дату оформления накладной;

·         получателя и основание расчетов (договор);

·         склад, с которого отгружаются материалы.

 

 

В табличной части документа выбираются конкретные материа­лы, указывается количество, которое надлежит отпустить и количе­ство, которое реально отпущено.

При проведении по каждой строке документа будет сформирова­на следующая проводка:

·         по дебету субсчета 10.7 «Прочие расходы» в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета 10 «Материалы» (кон­кретный субсчет счета 10 «Материалы» в кредите проводки определяется автоматически по значению реквизита «Вид ма­териала» элемента справочника «Материалы»).

Сумма каждой проводки определяется, исходя из средней себе­стоимости единицы материала на дату проведения операции и коли­чества отпущенного материала.

 

Возврат поставщику

Для отражения возврата материалов поставщику необходимо в качестве вида отпуска материалов указать «Возврат поставщику».

 

 

Кроме вида отпуска материалов в форме ввода документа необхо­димо указать:

·         номер и дату оформления накладной;

·         получателя (поставщика) и основание расчетов (договор);

·         склад, с которого возвращаются материалы;

·         документ, которым было отражено поступление материалов;

·         вариант расчета налогов;

·         НДС при поступлении материалов был включен в стоимость материалов.

При использовании метода определения выручки - по оплате за­полнение реквизита «Документ поступления» обеспечивает автома­тическое формирование записи в книге покупок, соответствующей отражению НДС по возвращенным материалам. Автоматическое формирование книги покупок производится только по тем догово­рам, у которых установлен флажок «Использовать документы по договору для автоматического формирования книги покупок и книги продаж».

При выборе документа поступления существует возможность автоматического заполнения документа. Для этого, выбрав документ поступления, нужно нажать на кнопку «Заполнить».

При проведении по каждой строке документа будет сформирова­на проводка по дебету субсчета 76.2 «Расчеты по претензиям» в кор­респонденции с соответствующим субсчетом счета 10 «Материалы» (конкретный субсчет счета 10 «Материалы» в кредите проводки оп­ределяется автоматически по значению реквизита «Вид материала» элемента справочника «Материалы»).

Для целей налогового учета документ сформирует сторнирующую проводку по дебету счета Н02.01 «Поступление и выбытие материа­лов».

 

Специфика учета спецодежды и спецоснастки

Специфика учета специального инструмента, специальных при­способлений, специального оборудования и специальной одежды описана в Методических указаний по бухгалтерскому учету специ­ального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждены Приказом Мин­фина РФ от 26.12.2002 г. № 135н).

Для учета спецодежды и спецоснастки в инструкции по примене­нию Плана счетов предусматриваются отдельные субсчета на счете 10 «Материалы»:

·         10.10 «Специальная оснастка и специальная одежда на скла­де»;

·         10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуа­тации».

С целью обеспечения контроля за сохранностью специальной ос­настки и спецодежды при передаче со складов организации (иных мест хранения) в производство (эксплуатацию) их стоимость отра­жается на счете МЦ.02 «Специальная одежда в эксплуатации» или МЦ.03 «Специальная оснастка в эксплуатации».

Для спецодежды и спецоснастки в реквизите «Вид» элемента справочника «Материалы» должно быть указано значение «(10.10) Специальная оснастка и специальная одежда на складе».

Оприходование на склад спецодежды и спецоснастки оформляет­ся документом «Поступление материалов» - и ничем не отличается от оприходования других материалов.

Операции передачи спецодежды и спецоснастки в производство (эксплуатацию), списания и равномерное погашение стоимости ис­пользуемой спецодежды и спецоснастки отражаются специальными документами.

Возврат спецодежды и спецоснастки из производства на склад от­ражается операцией, введенной вручную. При этом на склад она должна приходоваться на новый элемент справочника «Материалы». Например, при возврате на склад защитного костюма, необходимо в справочнике «Материалы» завести новый элемент «Защитный кос­тюм (ношенный 4 мес.)» и на него оприходовать возвращаемую спецодежду.

 

Передача спецодежды и спецоснастки в производство (эксплуатацию)

Для отражения передачи спецодежды и спецоснастки в производ­ство (эксплуатацию) предназначен документ «Передача спецодежды и спецоснастки в производство». Для ввода нового документа необ­ходимо выбрать пункт «Передача спецодежды и спецоснастки в про­изводство» из подменю «Учет материалов» меню «Документы» глав­ного меню программы.

 

 

·         Спецодежда;

·         Спецоснастка.

Выбор вида материала влияет на заполнение реквизитов доку­мента. Это связано с тем, что на субсчете 10.11.1 "Специальная оде­жда в эксплуатации" предусмотрено ведение аналитического учета в разрезе сотрудников, а на субсчете 10.11.2 "Специальная оснастка в эксплуатации" - в разрезе подразделений. Кроме того, для спецосна­стки предусмотрен способ погашения стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг), а для спецодежды - нет.

В реквизите «Место хранения» указывается место (склад), откуда производится отпуск спецодежды или спецоснастки в эксплуатацию.

В реквизите «Назначение использования» вводится наименование объекта аналитического учета по счету 10.11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» - элемента справочника «На­значения использования». У одного и того же вида спецодежды или спецоснастки может быть несколько назначений использования, от­личающихся нормативным сроком полезного использования, спосо­бом погашения стоимости, счетом или объектом аналитики, на кото­рый переносится стоимость объекта, а также датой ввода в эксплуа­тацию.

Кроме описанных выше реквизитов, в шапке документа еще ука­зывается, куда будет переноситься стоимость спецодежды или спе­цоснастки — счет и объекты аналитического учета, а для спецоснаст­ки - также подразделение, в которое передается спецоснастка.

В табличной части документа заполняются следующие реквизи­ты:

·         Материал — указывается, что именно передается в производство (осуществляется выбор из справочника «Материалы» с включенным отбором по спецодежде и спецоснастке);

·         Сотрудник (только в случае выдачи спецодежды) — из справочника «Сотрудники» выбирается, какому сотруднику выдана спецодежда;

·         Количество — указывается количество единиц спецодежды (спецоснастки) данного наименования, передаваемых в экс­плуатацию;

·         Способ погашения стоимости — выбирается один из нескольких возможных для данной категории специальных материалов вариантов:

·         линейный способ;

·         пропорционально объему продукции (работ, услуг) - только для спецоснастки;

·         погашать стоимость при передаче в производство.

·         Срок полезного использования / Объем выпуска продукции (в заголовке колонки табличной части видно сокращенное на­именование — «СПИ/ОВП»):

·         при линейном способе или единовременном погашении стоимости при передаче в производство указывается число месяцев срока полезного использования;

·         при способе пропорционально объему продукции (ра­бот, услуг) - объем, который предполагается выпустить при помощи указанной спецоснастки (единица измерения не регламентирована, важно только, чтобы факти­ческий выпуск продукции, выполнение работ или ока­зание услуг отражались в дальнейшем в информацион­ной базе именно в тех единицах измерения, в которых указывается значение данного реквизита).

По кнопке «М-11» можно распечатать требование-накладную формы № М-11, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а. Если документ не проведен, то в печатной форме не будут заполнены показатели «Цена» и «Сумма», поэтому форму М-11 рекомендуется формировать только для проведенного документа. Провести документ, не закрывая его формы ввода, можно при помо­щи кнопки «Провести».

Вместо формы № М-11 можно распечатать ведомость учета выда­чи спецодежды формы № МБ-7, если нажать на кнопку выбора пе­чатной формы (расположена слева от кнопки «М-11», имеет вид стрелки, направленной вниз) и выбрать соответствующий пункт появившегося меню.

 

Проведение документа

При проведении документа автоматически создаются элементы справочника «Направления использования», в которые заносятся данные, необходимые для данные для дальнейшего автоматического об­служивания введенных в эксплуатацию спец. материалов.

При проведении документа формируются записи в бухгалтерском учете, отражающие операцию передачи активов в производство (экс­плуатацию).

Стоимость переданной в производство спецодежды (спецоснаст­ки) отражается по дебету МЦ.02 «Специальная одежда в эксплуата­ции» (МЦ.03 «Специальная оснастка в эксплуатации»).

Стоимость переданной в производство спецодежды или спецосна­стки при передаче ее в производство целиком включается в расходы, учитываемые при расчете базы текущего периода по налогу на при­быль. Для целей налогового учета формируется проводка с кредита счета Н02.01 «Поступление и выбытие материалов» в дебет соответ­ствующего налогового счета учета расходов.

 

Погашение стоимости

В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, спе­циального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. № 135н, стоимость специ­альной одежды может быть погашена одним из следующих способов:

·         единовременное списание стоимости специальной одежды при передаче  в  производство  (этот  способ  может  применяться только для спецодежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев - п.21 Методических указаний);

·         линейный способ, исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Правилах обеспечения работников специальной одеждой, спе­циальной обувью и другими средствами индивидуальной за­щиты, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 декабря 1998 г. № 51 (п.26 Методических указаний).

Для погашения стоимости специальной оснастки могут приме­няться оба вышеперечисленных способа. Единовременное списание стоимости при передаче в эксплуатацию разрешается применять только для спецоснастки, предназначенной для индивидуальных за­казов или используемой в массовом производстве (п.25 Методиче­ских указаний). Кроме того, для спецоснастки применяется и третий способ - пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).

Единовременное погашение (списание) стоимости производится одновременно с передачей спецодежды (спецоснастки) в производст­во (эксплуатацию).

Погашение стоимости линейным способом, а также способом пропорционально объему продукции (работ, услуг) автоматически осуществляется в конце каждого месяца при проведении регламент­ного документа «Начисление амортизации и погашение стоимости спецодежды и спецоснастки». Погашение стоимости начинается с месяца, следующего за месяцем передачи соответствующего имуще­ства в производство (эксплуатацию).

Для ввода нового документа необходимо выбрать пункт «Начис­ление амортизации и погашение стоимости» из подменю «Регла­ментные» меню «Документы» главного меню программы.

 

 

Для того, чтобы при проведении документ автоматически выпол­нил погашение стоимости спецодежды и спецоснастки необходимо установить флажок «Погашение стоимости спецодежды и спецосна­стки».

При расчете суммы погашения, используются данные, указанные для спецодежды и спецоснастки в подчиненном справочнике «На­значение использования». Такими данными являются:

·         Дата ввода в эксплуатацию;

·         Способ погашения стоимости;

·         Срок полезного использования;

·         Счет отнесения затрат при погашении стоимости.

Если стоимость спецодежды погашается пропорционально объему выпущенной продукции, то в назначении использования необходимо чтобы был указан объем выпущенная в текущем месяце продукции (работ, услуг).

Первоначальная стоимость спецодежды и спецоснастки (на мо­мент передачи в производство) определяется по счету МЦ «Матери­альные ценности в эксплуатации».

При проведении документ списывает погашенную стоимость в дебет учета расходов, указанного в назначении использования.

 

Списание спецодежды и спецоснастки

Списание спецодежды и спецоснастки может производиться в случае морального и физического износа (последнее обычно проис­ходит после истечения срока полезного использования объекта, но может случиться и до его наступления), ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, и т. п.

Операция списания спецодежды (спецоснастки) может быть от­ражена в учете документом «Списание спецодежды и спецоснастки».

Для ввода нового документа необходимо выбрать пункт «Списа­ние спецодежды и спецоснастки» из подменю «Учет материалов» меню «Документы» главного меню программы.

 

 

В документе необходимо заполнить следующие реквизиты:

·         Вид материалов — спецодежда или спецоснастка (это необходимо для того, чтобы знать, с какого из субсчетов счета 10.11 "Специальная одежда и специальная оснастка в эксплуатации" и забалансового счета МЦ «Материальные ценности в экс­плуатации» списывать указанные в таблице ценности;

·         Подразделение (только для спецоснастки) — подразделение, где к моменту списания эксплуатировалась спецоснастка;

·         «Вид списания» — выбирается одно из трех возможных значений:

·         Списать на прочие расходы (91.2) — непогашенная стоимость будет отнесена в дебет счета 91.2 «Прочие расходы», по статье, которая указана в реквизите «Ста­тья расходов» шапки документа;

·         Списать на чрезвычайные расходы — непогашенная стоимость будет списана в дебет счета 99.1 «Прибыли и убытки», на статью «Чрезвычайные расходы»;

·         Списать по назначению использования — непогашен­ная стоимость будет списана в дебет того счета и на тот объект аналитического учета, который указан в назна­чении использования конкретного объекта.

·         Статья расходов (заполняется только при выборе вида списа­ния «Списать на прочие расходы» (91.2) — выбирается объект аналитического учета по счету 91.2, на который будет отнесена стоимость списываемого объекта.

В табличной части указываются значения следующих реквизитов:

·         Материал — указывается, какая именно спецодежда или спе­цоснастка подлежит списанию;

·         Сотрудник (только для спецодежды) — сотрудник, за которым числилась списываемая спецодежда;

·         Назначение использования — указывается, какое назначение использования было у списываемого объекта на момент списа­ния;

·         Количество — указывается количество единиц спецодежды или спецоснастки, числящихся за указанным в шапке доку­мента сотрудником и использовавшихся на момент списания так, как указано в реквизите «Назначение использования».

По кнопке «Заполнить» в табличную часть документа автомати­чески вносятся данные о тех объектах, которые числятся за указан­ным в шапке документа сотрудником, и у которых истек срок полез­ного использования. При этом табличная часть предварительно очи­щается - все строки, которые были внесены до этого, удаляются. Очистить табличную часть можно и нажатием специальной кнопки «Очистить».

После заполнения и проведения документа можно по кнопке «Печать» получить печатную форму акта на списание (типовая фор­ма № МБ-8, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а). Использование этой формы соответствует п.36 «Методических указаний по бухгалтерскому учету специального ин­струмента, специальных приспособлений, специального оборудова­ния и специальной одежды», утвержденных Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 г. № 135н.

При списании спецодежды и спецоснастки, у которой на момент списания имеется ненулевая остаточная стоимость, сначала произво­дится погашение стоимости за текущий месяц, и только после этого делаются записи по списанию оставшейся стоимости согласно виду списания, указанному в документе.

 

 


НазадВверхВперёд

Перейти на Главную страницу

 Перейти на Сайт: www.shans-i.narod.ru

 



Hosted by uCoz